Детский сад № 82 г. Карталы

домашняя библиотека

 

 

 

Какое образование могут дать родители своим детям сами?Литературное. 

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку.

Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания.  Даже рассматривая картинки в такой книге, ребенок осваивает общение с ней.  Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета,таящего в себе столько интересного.
        Какие же книги могут по-настоящему увлечь ребенка? Это книги, к которым ребенок будет возвращаться.В школьные годы они привлекают его как материал для театральной постановки или подготовки доклада, в более старшем возрасте — для чтения своим младшим братьям и сестрам.
       Вот основные группы таких книг:

·        Книги, с которыми ребенок будет активно «общаться», сам: богато иллюстрированные с небольшими,хорошо запоминающимися текстами. Это сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира:

- русских — в обработке О. Капицы, И. Карнауховой, М. Булатова, К.Чуковского;

- английских — в переводе С. Маршака, К. Чуковского, В. Ленина, Г.Кружкова,

 - чешских—в переводе С.Маршака, шотландских в переводе И. Токмаковой,

- польских -в переводе Б.Заходера, французских в переводе Н. Гернет и Н. Гипивус,

- украинских —в переводе Е.Благининой и др.;

иллюстрированные классиками отечественной книжной графикиЮ. А. Васнецовым, В. М. Конашеничем,а также Г. Скотиной, М. Рудаченко, Л. Савостиковой.

Ребенок будет много раз рассматривать эти сборники, привлеченный их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением,радостным настроением, заманчивостью изабавностью.
       Ценность таких сборников заключается в том, что ребенок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры — гуманность, доброту,совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

·        Различные сборники сказок, народных и авторских:
Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина, В. Гауфа, С. Топелиуса, В. Одоевского, П. Бажова, К. Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова с иллюстрациями И. Билибина, Ю.Васнецова, В. Ковашевича, Г. Доре, Е. Рачева, Е. Чарушина, Т. Мавриной, К. Курдова, В. Пивоварова, В. Чижикова, В. Дехтерева, Л. Шульгиной, Г. А. В. Трауготов, Ю. Гуковой и др.       Сказка всегда привлекала ребенка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться в победе добра над злом.

·         Книги, способные вызывать сильнейшие чувства, развивать,обогащать эмоциональный мир ребенка. Это, прежде всего книги о животных Л. Толстого, А. Чехова, А. Куприна, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки, О. Перовской, Е. Чарушина, Н.Романовой, Н. Сладкова и др. и книги о детях А. Чехова, Б. Житкова, А. Гайдара, Л. Пантелеева, А. Платонова,Р. Погодина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой, эти слезы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и, конечно же —к книге.

·         Обязательно книжки веселые. В первую очередь —поэтические сказки К. Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С. Маршака, В. Заходера, Д. Хармса, А. Введенского, В. Берестова, В. Ленина, В. Орлова, М. Бородицкой и др. (Замечательные имена собраны под обложками книг «Все наоборот».) Успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, а источником этой игры станет веселая, озорная, фантастическая и в то же время лирическая поэзия.

·                       Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству — чтобы дети листали, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями с картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги.

Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
         Домашняя библиотека — это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушать ребенку, что личная библиотека — это не совокупность случайных книг, это часть жизни, часть души их собирателя.
         Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку, устойчивое внимание при выполнении какого-либо задания. Этому научат его «внутренние правила библиотеки», которые вы можете разработать сами, воспользовавшись некоторыми рекомендациями:
         • в библиотеке должен быть порядок: расставлять книги удобнее всего по тематическим разделам и в алфавитном порядке;
         • книга требует аккуратного обращения: во время пользования необходимо оборачивать книгу или надевать на нее обложку. Не следует загибать страницы, делать в книге пометки чернилами. Если книга от долгого употребления истрепалась, ее следует подклеить или переплести;
          • «тоненькие» детские книжки можно хранить в папках, оформление которых будет соответствовать тематике собранных в ней книг. К оформлению папок следует обязательно привлекать ребенка, это позволит ему проявить свое уважение к книге. Домашняя библиотека должна стать важной частью семейного общения, основой которого будет чтение книг и разговоры о прочитанном.

 

 

 

20 марта 2013 в 12:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.