Детский сад № 82 г. Карталы
|
Материалы конкурса "Воспитатель года 2015"Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы" __________________________________________________________________ Король Ольга Михайловна Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник и материалов в кружковой деятельности с использованием регионального компонента Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий содействующих творческому развитию дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации кружковой деятельности, используя нетрадиционные техники и материалы, с учетом регионального компонента. Сведения об авторе: 1. Король Ольга Михайловна 2.образование: высшее, ФГБОУВПО «Магнитогорский государственный университет», 2014 г., «Логопедия», учитель-логопед. 3. место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 82 города Карталы» 4. педагогический стаж: 3 года 5. стаж работы в занимаемой должности: 3 года 5. квалификация: 1 квалификационная категория 6. Награды: Грамота Управления образования Карталинского муниципального района, 2013 г. Условия формирования опыта Принимая участие в работе районного методического объединения специалистов по изодеятельности, отметила для себя важность и необходимость творческого развития детей старшего дошкольного возраста, обратила внимание на многообразие современных технологий, которые этому способствуют. Желание использовать их в работе с детьми подтолкнуло меня к изучению методической литературы о современных нетрадиционных технологиях в художественном творчестве, и к использованию нетрадиционных техник рисования в сочетании с нетрадиционными материалами в кружковой работе. Исследование современных подходов к использованию нестандартных материалов в творческой деятельности показало, что важно с первых лет жизни ребенка развивать творческие способности, приобщая к культуре, общечеловеческим ценностям, заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, сформировать основы самосознания и индивидуальности. Народное искусство Урала образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира, даёт возможность расширить и углубить детскую компетентность о нетрадиционных методах и нестандартных материалах в творческой деятельности. Такое необычное творчество раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Сущность опыта: состоит в том что, эффективный процесс развития творческих способностей у дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии способов отражения реального мира, используя нетрадиционные техники и материалы в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания (идеи народной педагогики). Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, истории и культуре Южного Урала. Это позволяет по особенному смотреть на окружающее, прививать любовь к родному краю, вызывать интерес к творческой деятельности. Теоретическая база В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка. Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в ДО, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Концептуальные основы не исключают рассмотрение дошкольного детства через призму культурно – исторического аспекта (И.С.Кон, М.Мид, В.Кудрявцев и др.). В исследованиях Т.Ю. Купач социальное воспитание дошкольников рассматривается на основе приобщения детей к культурно историческим традициям. По мнению автора культурно-исторические традиции - это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме : труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. - все то, чем наполнена культурно историческая среда. Важную роль народного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова,А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении. Современные исследования (Е.С.Бабуновой, Т.С.Есаян, Т.С.Комаровой, Т.А.Котляковой, О.А.Соломенниковой, И.А.Старковой, Р.М.Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре, как средства развития эстетических чувств, формирования начала эстетического отношения к действительности. Современные педагоги и ученые считают что, не смотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Это послужило основой для авторской разработки и реализации кружковой деятельности. В своей работе я использую технологии Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, Т.А. Цквитария, А. А. Фатеевой, анализирую использование современных материалов, опираюсь на программу «Наш дом Южный Урал» под редакцией Е.С. Бабуновой. Актуальность Актуальность опыта заключается в том, что современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области художественного воспитания. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка, поддержка инициативы в различных видах деятельности. В современном мире появилось огромное количество разнообразных материалов для детского творчества. Наряду с привычными красками и карандашами немало удивительных вещей, которые подталкивают ребенка к творческой деятельности. Детям хочется получить навык работы с ними для дальнейшего применения в творчестве. Из опыта работы можно выделить, что во время непосредственной образовательной деятельности не всегда можно реализовать современные нетрадиционные технологии, которые способствовали бы творческому развитию детей, так как регламент образовательной программы ограничивает нас временными рамками, тематическими неделями, необходимостью развития у детей определенных художественных умений. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, образовательная программа предусматривают наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. Урал - редчайшее место, которое всегда славилось своими мастерами и красотой. Обращение в творческой деятельности к культуре родного края, опора на знакомые образы природы, традиции дает большой простор для творческой деятельности дошкольников, позволяет воспитать всесторонне развитую творческую личность, ориентированную в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, я поставила перед собой цель: подарить детям радость творчества, показать приёмы и методы работы с нетрадиционными материалами, познакомить с историей родного края. Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник и материалов в кружковой деятельности с использованием регионального компонента». В различных видах художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) дошкольников заключен большой потенциал для раскрытия детского творчества. Использование нестандартных подходов в творческой деятельности смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Среди противоречий и затруднений можно выделить следующие – состояние изученности проблемы на научно-методическом уровне характеризует что, в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты развития творчества через ознакомление дошкольников с культурой, традициями родного края. Чаще такая деятельность является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы. Появляется проблема – необходимость становления творчески развитой личности начиная с дошкольного возраста и недостаточные возможности традиционного образовательного процесса. Новизна опыта Новизна опыта в том, что кружковая деятельность позволяет объединить нетрадиционные техники, которые раньше использовались как отдельные элементы занятий, применять их в качестве основы для использования нестандартных материалов в творческой деятельности. Опора же на традиции историю и культуру Южного Урала значительно расширяет творческое поле деятельности детей, стимулирует к применению нетрадиционных технологий, дает возможность создать ситуацию успеха. Это способствует решению проблемы развития творческих способностей дошкольников. Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества дошкольников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность. Адресность опыта Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, руководителям творческих кружков и студий дошкольных организаций, так как я думаю, процесс развития детей должен постоянно содержать в себе признаки новизны и проблемности – использование нетрадиционных материалов и совершенствование условий для творческой деятельности. Многие рекомендации могут использовать родители и другие участники образовательного процесса. Трудоемкость опыта Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов работ с использованием нетрадиционных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в: - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - подборе оборудования и материалов; - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. Технология опыта Педагогический опыт приходит постепенно. И в ходе работы я поняла, что использование традиционных методов недостаточно для того чтобы дети могли более широко раскрыть свои творческие способности. Им очень сложно не имея достаточных навыков изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные кисть, карандаши, фломастеры. Использование же нетрадиционных материалов и техник помогает детям с разными изобразительными способностями лучше воплотить задуманное, повысить самооценку, развивает творчество. Творческая деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития личности. Особенно важна связь творчества с мышлением. Художественное творчество развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. Использование нетрадиционных техник и материалов влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Групповой характер некоторых видов творческой деятельности дает возможность сблизить детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети работают коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия. Использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Занятия творческой деятельностью с использованием нетрадиционных материалов способствуют формированию изобразительных умений, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник и материалов создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской творческой деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Дети эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Они учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Интерес к творческой деятельности у дошкольников способствует развитию положительных эмоций и эстетических чувств ребенка. Эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами творческой деятельности характеризует: ·Высоко развитый вкус. ·Развитие потребности художественных впечатлений. ·Знание и понимание искусства прошлого и их памятников. ·Органическая потребность художественного творчества. ·Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного. ·Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами творческой деятельности? ·Деятельная доброта к окружающим. ·Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи. ·Чувство единства всего общечеловеческого. Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами творческой деятельности? ·Растущая жажда знаний. ·Эрудиция. ·Самостоятельное мышление. ·Интеллектуальная независимость. ·Жажда творчества во всей жизни. С целью выявления уровня художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика, которая включала два задания: - творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.);
Результаты диагностики позволили выявить, что дети пожелавшие заниматься в кружке имеют разный уровень развития воображения и художественно-творческих способностей. В первом задании основная масса детей -53,8% человека имели средний уровень, высокий уровень развития художественно творческих способностей и воображения показали 4 ребенка-30,7 % от всей группы, у двух детей низкий уровень (Приложение 1 таб.1.) При выполнении второго задания один ребенок не смог ответить -7,69% от всей группы. Трое детей – 23% предложили закрасить солнце. Большинство детей - 46% решили нарисовать солнце на улице. Сложный и конструктивный ответ показали по одному ребенку-7,69%. (Приложение 1 таб.2) Это поставило меня перед необходимостью выбирать такие методы работы, которые позволили бы всем детям независимо от уровня развития их творческих способностей почувствовать себя одинаково успешными. Изучив, методическую литературу по данной проблеме я разработала план кружка «Творческая мастерская». ( Приложение 2) На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разнообразие в организации занятий, использования наглядного материала, художественного слова, музыки - все это помогает попасть детям и необычный мир творчества, приобщения к народной культуре. Это делает занятия живыми и интересными, помогает не только поднять уровень эстетического восприятия мира, но и дает толчок к развитию творческих способностей у дошкольников. Система кружковой деятельности включает не только обучение детей разнообразным нетрадиционным технологиям, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, народными промыслами. В своей работе я использую такие формы организации и проведения занятий кружка, как беседы, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных произведений, путешествия по сказкам, дидактические игры, экспериментирование с различными художественными и нетрадиционными материалами, организация выставок народных промыслов Урала, наблюдения, экскурсии, фотовыставки, выставки творческих работ, конкурсы, развлечения, здоровье сберегающие технологии. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, мыльной пеной, краской.)В работе с детьми я обращаюсь к сказочным образам Уральской культуры, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло). В своем творчестве дети стремятся создать то, что им интересно, более близко и понятно - яркие образы живописной природы Уральского края, достопримечательности родного города, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы работ часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом использование нетрадиционных материалов и техник в творческой деятельности предоставляет детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. Работа строится на следующих принципах: 1. От простого к сложному: предусмотрен переход от использования нетрадиционных материалов в творческой деятельности к применению нетрадиционных технологий в изготовлении материала для дальнейшего творчества, от применения в работе одного вида техники к использованию смешанных техник, от индивидуальной работы к коллективной творческой деятельности. 2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность. 3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. 4.Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в творческий процесс. 5.Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Методы: - наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, открыток, альбомов, презентаций и других наглядных пособий); - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснение); - практический (самостоятельное выполнение детьми творческих работ, использование различных инструментов и материалов для творчества); - эвристический (развитие находчивости и активности); - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); - сотворчество. При организации кружковой деятельности использую следующие нетрадиционные материалы и техники: - рисование поролоном, солью, по сырому, не стекле, на наждачной бумаге, пластилином, мыльными пузырями, на ткани, на пене для бритья, нитками; - аппликация из фетра, из салфеток, из песка, из текстурной бумаги, из кружева, природного материала, бросового материала, из ниток; - набрызг, граттаж, печать изображения, валяние шерсти, квиллинг, тестопластика, декупаж, конструирование из нетрадиционных материалов. Для создания работы я использую с детьми несколько нетрадиационных технологий сразу, т.к. любые нетрадиционные материалы и техники дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в творческой деятельности от применения в процессе работы нестандартных материалов. Истоки развития детей, в том числе и творческого, несомненно, идут из семьи, поэтому взаимодействие с родителями считаю неотъемлемой частью работы по развитию творческих способностей дошкольников. Взаимодействие с родителями я осуществляю на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Например, на родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чем планировала заниматься с детьми в кружковой работе, объяснила, с какой целью это делается. Интересной формой взаимодействия с родителями стали мастер- классы: «Секреты валяния», «Волшебница бумага», «Красота вокруг нас». Они получили эмоциональный отклик у родителей, желание сотрудничать в развитии творческих способностей детей и демонстрировать совместные поделки на выставках организованных после проведения мастер классов. Консультации для родителей я стараюсь делать индивидуальными в виде буклетов, которые раздаю каждому родителю. Темы консультаций: «Творим дома», «Готовим руку к письму», «История валяния», «Аппликация в детском творчестве», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника» и т.д. (см. Приложение 3). Для привлечения родителей к совместному творчеству с детьми, внутри детского садаорганизую конкурсы семейных работ: «Семейный герб», «Украсим елочку» (выполнение творческих работ, с использованием разнообразных материалов). Совместно с родителями дети участвовали в региональном конкурсе «Город детства» (сайт 1obl.ru Мациевская Ксюша), а также в конкурсах организованных местным музеем: «Рождественская сказка», «Сказки живут на Урале». Познакомившись с различными техниками и материалами, родители становятся активными участниками оформления групповых помещений к праздникам. Результативность После проделанной работы в середине года проведено контрольное исследование художественно – творческих способностей детей посещавших кружок «Творческая мастерская». В ходе исследования было выявлено в первом задании - отсутствие низкого уровня развития художественно-творческих способностей. Высокий уровень у девяти детей, что составляет большую часть от всей группы - 69,2%. У четырех детей средний уровень - 30,7%. (Приложение 1 таб.3) Во втором задании все дети смогли дать ответ. Стереть предложил один ребенок - 7,69%. Трое детей - 23% выбрали простой ответ. Сложный ответ предпочли 7 человек - 53,8% от всей группы. Конструктивно ответили 2 ребенка - 15,3%. (Приложение 1 таб. 4) Сравнивая результаты диагностик можно заметить существенную разницу уже в середине года (Диаграмма 5, 6) .Уровень развития у детей художественно творческих способностей и воображения значительно повысился. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к использованию нетрадиционных материалов, к родному краю. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить новые способы применения нестандартных материалов, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Следовательно, использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности детей активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к творческому процессу, способствует эффективному развитию воображения и восприятия, делают природу и историю родного края привлекательной и знакомой. Литература: 1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 2. Веракса Н.E., Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М. Мозайка- Синтез.,2010г. 3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009 г. 4. Давыдова Г.Н «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 5. Иванова О.Л., Васильева И.И. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011г. 6. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г. 7. Козлина А.В. «Уроки ручного труда в д/с и начальной школе» [текст] Козлина А.В..- М. Мозайка- Синтез.,2006г. 8. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г. 9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание», 1991г. 10. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе гр.» - М.: «Карапуз», 2009. 11. Лыкова И.А. Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду. Аппликация и бумагопластика 2008 №03 Карапуз, 2008 г. 12. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.:Астрея, 2007 г. 13. Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 14. Пантелеева А.В. «Художественный труд в детском саду и семье» [текст] А.В. Пантелеева –М.Просвещение .,2005г. 15. Пищпкова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» [текст] Н.Г. Пищпкова.- Скриптолий 2003.,2006г. 16. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007г. 17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».- изд. Академия развития, 2006 г.
18. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г. 19. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010г. 20. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2 21. Сайт по войлоковалянию: http://community.livejournal.com/voilok_ru/2416018.html 22. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» Ростов, 1992 г.
14 марта 2015 в 19:48
Прикреплённые файлы:Документ: Материалы конкурса "Воспитатель года 2015" Описание файла:Файл называется: razvivayuschaja-sreda-kruzhkatvorcheskaja-masterskaja_j2665.pptx Это официальный файл организации «Детский сад № 82 г. Карталы», в нём содержится Материалы конкурса "Воспитатель года 2015". Размер файла: 5,69 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.